ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ МАТРИЦЫ
Изготовление печатной матрицы, самая сложная часть технологии:) Но думаю мы легко справимся и с этой задачей.

Что нам понадобится? Первое - рамка с хорошо натянутым ситом (сеткой) с номером 120-150 если мы собрались печатать качественную полиграфию. На рисунке показана печатная и внутренняя сторона рамки. Нужно запомнить

Второе - специальная эмульсия. Я пробовал разные, но остановился на фирме KIWO (это не реклама:)). Точное название AZOCOL POLY PLUS S-RX, (на порядок дешевле AZOCOL Z1, при хорошем качестве)


Третье - специальный скребок из нержавейки, называется он ракель-кювета. Можно просто использовать пластину из нержевейки. Смотрите рисунок. Ракели-кюветы требуются разных размеров для разных форматов и рамок. (обычно 10 см под визитки, под А4 - 31 см, А3 44 см и так далее)

Четвертое - фен, обычный домашний:)

Пятое - какое-нибудь мыломоющее средство, подойдет средство для мытья посуды. Эмульсия продается не активированной, в набор входит банка с эмульсией, пластиковая бутылочка с активатором, и деревянная палочка. Прилагается инструкция. Процесс активирования простой, в бутылочку с активатором до метки наливается холодная дистиллированная вода и тщательно взбалтывается (получить дистиллированную воду можно выпариванием - в кастрюлю наливаем немного воды, ставим на дно пустую чашку, закрываем крышку и ставим на медленный огонь).

Теперь открываем банку с эмульсией. Медленно наливаем из бутылочки активатор в банку с эмульсией и мешаем это все непрерывно деревянной палочкой:) В бутылочку дольем еще немножко воды и взболтаем, чтобы растворить остатки активатора
Выливаем все это опять в банку с эмульсией и мешаем, мешаем, мешаем. Должна получится однородная масса, с ровным цветом, запахом и вкусом:) Шутка, эмульсию пробовать на вкус не стоит:). Да еще, весь этот шаманский процесс делаем в затемненном помещении (шторы закрыть). Эмульсия светочувствительная штука.

Вначале подготовим рамку с ситом. Нужно хорошенько щеткой вымыть сито с мыломоющим средством. Тщательно высушите рамку с ситом феном. Она должна быть сухой. Любая капля воды может испортить матрицу!!!

Нанесение эмульсии на рамку. В помещении где будем это делать лучше закрыть шторы, дневной свет вреден для эмульсии. Можно включить обычный свет, лампочку. Еще здесь должно быть чисто, сухо, и не пыльно. Рамку ставим вертикально. В ракель-кювету наливаем эмульсии, в том количестве чтоб хватило размазать по сетке:) Со временем получится наливать нужное количество эмульсии сразу:)

Затем прислоняем ракель-кювету к рамке с печатной стороны, прямо к ситу, и немного наклоняем, чтобы эмульсия коснулась сита. Прижимаем посильнее к натянутому ситу. Ровным плавным движением размазываем эмульсию кверху рамки. Желательно делать это за один проход. Повторяем процедуру. Но побыстрее, чтобы эмульсия не начала высыхать.

На сите должен получится тонкий, ровный слой эмульсии.
Разворачиваем рамку горизонтально, печатной стороной вниз. И сушим феном, не сильно близко приближая к эмульсии. (20 см). Эмульсия высыхает. Рамка готова для засветки.

Чтобы матрица получилась качественней можно нанести 2 слоя эмульсии с печатной стороны. После того как первый слой эмульсии высох, наносим эмульсию еще раз. Часто используют формулы для нанесения эмульсии 2+2 это значит 2 слоя с печатной стороны, и 2 с внутренней стороны, или 2+1 , или 2+0. Я делаю 2 слоя с печатной стороны и 1 с внутренней.
Рамка с нанесенной эмульсией может хранится в темном месте пару недель. Но я предпочитаю не хранить более 3 дней. Как мне кажется, качество незасвеченной эмульсии ухудшается.




ЧЕРТЕЖ РАКЕЛЯ-КЮВЕТЫ



ПРОЦЕСС ЗАСВЕТКИ

У нас есть фотоформа, у нас есть рамка со слоем эмульсии. Пора все это засветить:)

Чаще всего использует две основные схемы засветки, лампа сверху или лампа снизу. На рисунках это показано. Особой разницы в схемах нет, так что выбирайте любую. Я использую первую схему.

Во время засветки те участки эмульсии на которые попадает свет задубливаются.   А те что находились под тонером (фотоформа - позитив) не кристаллизуются.  После засветки эти участки легко смываются водой. И на матрице на эмульсии остается копия-выворотка (инверсия) фотоформы. При печати через вымытые дырочки и продавливается краска

Чтобы получить качественную матрицу необходимо как можно плотнее прижать фотоформу к слою эмульсии. Это делается или струбцинами (см. рис) или с помощью вакуумного прижима, для этих целей нужен компрессор.

Повторим порядок засветки. На подставку кладем стекло, меньшего размера, чем рамка. Затем идет рамка, печатной стороной вверх. Теперь фотоформа, ее помещаем на печатную сторону рамки с нанесенным слоем эмульсии. Фотоформу кладем тонером на эмульсию (при распечатке фотоформы выводим как обычный лист, не отзеркаливая). Мы видим сверху зеркальное отображение фотоформы.

Сверху фотоформы - стекло, размером меньше чем рамка. Кстати нужно заказать по 2 стекла на каждый размер матриц (одна пара стекол для А4 формата, другая пара для А3, пара маленьких стекол для визиток).



Стекла по краям должны быть не острыми, сглаженными. (чтобы не повредить сито) Если вам не сделали это в стеклорезке (нужно было попросить:)) , тогда сделаем это сами, купите "секалик" (типа камень для заточки ножей), наливаем на острый край стекла растительного масла и секалим себе на здоровье, пока края не станут плавными со всех сторон! Остается закрепить весь этот бутерброд струбцинами по всем углам, или по диагональным углам рамки. Остается только включить лампу.


Вот мы и подобрались к лампам. Как вы догадались лампа у нас специальная. Эмульсия чувствительна к ультрафиолету, поэтому и наша лампа должна светится в этом спектре. Для этих целей нам подойдет галогенновая лампа (0,5 -1,5 Квт) ее используют в прожекторах. Выглядит она как запаянная стеклянная трубочка со спиралью внутри. Другой тип ламп - ультрафиолетовые, достать такую лампу можно в уличном фонаре. Большая белая матовая лампа с цоколем, Чтобы она нам подошла, нужно отпилить внешний стеклянный плафон, и внутри этой лампы мы найдем лампу поменьше (как в сказке:) про Кащеево яйцо). Лампы установим в самодельный плафон. И подвесим над нашим многослойным бутербродом со струбцинами.

Расстояние от лампы до рамки с фотоформой должно быть 1,5 диагонали фотоформы, угол падения лучей на рамку не должен быть более 60 градусов.
Время засветки можно определять вручную секундомером, или использовать фотореле с таймером через которое подключим лампу. Теперь о времени засветки. Здесь придется немного поэкспериментировать. Это зависит от мощности, типа ламп, расстояния, эмульсии и т. д. Для примера я засвечиваю фотоформы с растояния 55 см, в течении 4 минут, 25 секунд. При мощности галогеновой лампы в 1,5 Квт. При использовании двух ламп по 1,5 кВт, соответственно – 2 минуты. Используя эмульсию AZOCOL POLY PLUS S-RX. Так что для других ламп и эмульсии будет другое время. Время экспонирования также зависит от номера сита, и количества слоев эмульсии.


ПРОМЫВКА МАТРИЦЫ
Все засвечено. Теперь необходимо промыть матрицу. Для этого нам понадобится емкость с водой (разве я об этом не говорил?:)


Емкость (это может быть и ванна) наполняем холодной водой на 10-20 см. Рамка с засвеченной эмульсией помещается в воду горизонтально. Вода должна полностью покрыть рамку. Теперь полощем рамку, вверх-вниз. Через некоторое время незасвеченные участки эмульсии вымываются, и постепенно проявляется трафарет.

Хорошенько пополоскав, вынимаем матрицу и смотрим на просвет, если все промылось, это будет видно. Поздравляю, матрица получилась. Нужно хорошенько стряхнуть воду. Затем держа рамку горизонтально высушить ее феном. Если после длительного полоскания матрица плохо промылась (это значит, что мы пересветили матрицу, нужно будет уменьшать время засветки) - попробуем исправить дело:)

К крану приспособим шланг (вода должна быть проточной, об этом я говорил:), подойдет и душ, если делаем мы матрицу в ванне. Нам понадобится тонкая струйка воды. Можно вставить насадку от …клизмы:), капельницы или просто сдавливать шланг.

Струйку воды под напором направляем на непромытые участки, текст, не останавливая струю в одном месте, чтобы не размыть трафарет. Промываем только с внутренней стороны рамки!!! Таким способом можно промыть пересеченную матрицу.

Если при промывании рамки в емкости с водой матрица смывается полностью, или размываются мелкие детали, значит мы не досветили рамку с эмульсией. Нужно будет, увеличить время засветки.

Можно сделать несколько контрольных засветок с разным временем на одной рамке. После промывания мы как раз и увидим какая часть матрицы промылась лучше всего. И уже на основе этого времени будем засвечивать следующие матрицы. Если же не получилось одного четкого трафарета - некоторые смылись, размылись, а другие вовсе не промылись, то нужно повторить эксперимент с засветкой, только использовать временные участки между двумя трафаретами. Например, трафарет, который мы засвечивали 4 минуты размылся частично, нечеткие края, а у трафарета который мы засвечивали 4 минуты и 30 секунд, не промылся мелкий текст. Следовательно, мы повторяем процедуру тестовой засветки используя время 4,05; 4,10; 4,15; 4,20; 4,25. И после промывки выявим лучшее время засветки.

ПОДГОТОВКА РАМКИ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
Используются технологии uCoz