ПОДГОТОВКА РАМКИ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Для этих целей нам понадобится широкий скотч и плотная бумага. Установив рамку в захватах станка, нам придется налить в нее краску:). И тогда через участки открытые от ретуши и эмульсии будет продавливаться краска. По краям матрицы, краска может свободно вытекать…:) Нам нужно все эти щели чем-то закрыть. Для этих целей нам и нужен скотч. Некоторые эксперты советуют замазать все края ретушью, считаю это не удобным. Так мы тратим много ретуши, что увеличивает стоимость продукции. Логичнее для этих целей использовать скотч.
Перед установкой рамки, просто оклеиваем изнутри углы рамки скотчем.
Если у нас небольшая матрица, или мы расположили 2-3 матрицы на одной рамке, то часть внутренней стороны рамки можно закрыть плотной бумагой, закрепив по краю скотчем. Правда напечатав нужный цвет, придется отодрать скотч, почистить рамку, и опять заклеить скотчем, теперь только другой цвет.
Другой секрет. Иногда можно печатать с одной рамке несколько цветов, просто перегородив их картонными перегородками со скотчем. (см. рис.).
Напечатав один цвет мы просто заклеиваем его с печатной стороны скотчем и наливаем краску в соседнюю ячейку, печатаем следующий цвет. Так мы экономим и скотч:), не придется переклеивать рамку скотчем для печати следующего цвета.
УСТРОЙСТВО ВАКУУМНОГО СТОЛА
Сейчас я открою вам секрет. Пусть небольшой, но важный:). Я расскажу вам об устройстве вакуумного стола. Что скрывается под этим грозным названием? Как печатная поверхность стола, чаще используется толстое оргстекло (плексиглас), пластик, или нержавейка (это круто:). Важное требование к поверхности, она должна быть гладкой и плоской:) без бугров, вздутий и щелей. По всей поверхности стола высверливаются мелкие отверстия 1,5 - 2 мм. Расстояние между ними 1,5 - 2 см.
С обратной стороны стола закрепляем прокладку из резины, или используя утеплитель для окон в виде трубки. На прокладку крепим лист оргстекла или пластика с отверстием для присоса. Зазор между столом и листом пластика должен быть от 0,5 до 1,5 см.
Суть понятна - из зазора выкачивается воздух, а через дырочки в столе всасывается воздух, дырочки работают как маленькие пылесосики:) Теперь любой лист бумаги прилипает к столу и не смещается. Это позволит добиться точного совмещения при печати в несколько цветов.
Увеличить силу присоса можно заложив часть дырочек листами бумаги, и наоборот, если присос слишком сильный, ослабить - убрав листы с дырочек.
Для создания вакуумного присоса фирмы продающие оборудование настойчиво предлагают компрессоры. Его цена доходит до 900$. Я в свою очередь предлагаю использовать обычный пылесос. Можно купить б\у, советский совсем дешево. Из пылесоса убирается мешок для сбора пыли, чтобы увеличить мощность. Вот и готов наш «компрессор»:) ) Немного шумно, уменьшить шум можно поместив пылесос в звукоизолирующий кожух, перенеся в соседнее помещение или просто обложив подушками:). Только не заложите отверстие через которое выходит воздух! Для удобства можно вывести выключатель на ножку печатного стола.
Другой вариант использовать для создания присоса вентилятор вытяжку, их понадобится штуки 3-4, закрепляем их в ящике и выводим шланг к вакуумному столу. Работает намного тише.
Свой первый печатный стол мы изготовили из кухонного стола. Поверхность была из пластика. В течении 3 дней поочередно с братом мы сверлили эти дырочки…Сверлили в квартире… После этого соседи с нами пол года не здоровались:).
Кстати вакуумный присос можно частично заметить, с помощью дорогого фирменного клея-распылителя, с помощью которого удерживаются изделия на печатном столе. Или, что нам ближе:) использовать в качестве печатной поверхности толстое стекло, которое мы натрем парафином от обычной свечки. А во время печатного процесса изредка будем повторять эту процедуру.
Но повторяю это заменяет только частично вакуумный присос. И если мы хотим заняться шелкографием серьезно то вакуумный стол нам необходим… Вакуумный присос используется для печати на плоских поверхностях, для печати по цилиндрическим поверхностям или по тканям он не нужен.
НАЧАЛО ПЕЧАТНОГО ПРОЦЕССА
У нас все готово для печатного процесса? Рамка, матрица, краска, ракель, бумага и станок? Тогда поехали… Закрепляем рамку с матрицей (все, что надо заретушировано и заклеено :-)) в захватах станка. Закрепить нужно хорошо, чтобы при печати она не выскочила.
Теперь нужно настроить рамку. Расстояние от опущенной рамки до запечатываемого изделия в районе 3-5 мм. Важно, чтобы на печатном станке была возможность регулировать это расстояние.
Наливаем немного краски в рамку. На печатный стол положим газету, или другую бумагу, как черновик, или лучше делаем отпечаток на столе.
Берем ракель в руки и накатываем краску, по направлению к себе. Давление должно быть равномерным, движение плавным, но не медленным. Держим ракель с наклоном (см. рис). Если все правильно, на бумаге должно быть напечатано изображение с матрицы. После каждого проката, нужно менять бумагу.
Идея печати проста, ракелем захватываем немножко краски и продавливаем ее через матрицу на запечатываемую поверхность, бумагу, самоклейку, картон. Затем убираем напечатанный лист, подкладываем новый, и повторяем. Все сводится к автоматизму. Немного потренируемся, и наши движения станут уверенными и плавными.
Если у нас хорошая матрица, то результатом наших усилий должно быть четкое, не расплывчатое изображение с четкими краями и ровной заливкой. Если мы этого достигли, можно печатать "чистовой" заказ.
Есть два варианта печати, с накатом и без наката. С накатом, мы каждый раз перед печатью накатываем слой краски на матрицу с приподнятой рамкой. Это позволяет получить более толстый слой краски на изделии. Применяют для печати светлыми красками по темным бумагам, картонам.
Без наката, соответственно печатаем сразу на изделие не накатывая краску. Линии получаются более тонкими, соответственно слой краски тоньше. Так чаще печатают высокоточные заказы и полноцвет.
При печати если вдруг матрица начинает заплывать, ее нужно протирать тряпочкой с растворителем, затем сухой тряпочкой. Иногда если изображение расплывается нужно менять расстояние между рамкой и столом.
Проблемы, которые возникают при печати, часто требуют каких-то небольших изменений, изменить давление на ракель, изменить угол наклона ракеля, изменить расстояние между рамкой и столом, усилить вакуумный присос. Освоить печатный процесс можно за полчаса, остальное приходит с опытом.
ПОДГОТОВКА ФОТОФОРМЫ
Начальный этап - подготовка фотоформы. Исключить этот этап проблематично, он почти всегда необходимая часть процесса. Так что, давайте поучимся делать его качественно:)
Главный инструмент для подготовки фотоформы - компьютер. Основная допечатная работа лежит именно на нем (а точнее на вас:)). На компьютер нужно установить векторный графический редактор, лучше Corel Draw. Программа с огромными возможностями. Освоить программу можно за 3-5 дней. Обучающей литературы по Corel Draw достаточно много.
Вначале нужно определится, что же мы хотим напечатать. Подготовим дизайн, выберем цвета и шрифты. У нас готов дизайн наклейки. (рис 1)
Теперь ответственный этап-цветоделение. Наклейка печатается в 3 цвета. Нужно разбить дизайн на отдельные цвета. Это черный, рыжий и золотой, а белый - это фон самоклеющейся бумаги, он не считается:) Сделать это проще если мы скопируем рядом весь дизайн 3 раза по количеству цветов. (рис 2)
Затем убираем лишние цвета на каждом рисунке оставляем только по одному.
Вот что у нас получилось. (рис 3)
Давайте теперь покрасим цвета в черный цвет для получения позитива - черно-белого изображения (рис 4) . Готово. Размещаем это на лист нужного формата
Остается только распечатать это все на специальной пленке для фотоформ. Она бывает глянцевой или матовой. Самый простой и доступный способ печать на ч/б лазерном принтере. Чем больше разрешение, тем лучше (600dpi норма, 1200dpi отлично). Другой способ - фотовывод, эту услугу оказывают некоторые типографии. Вот и готова наша фотоформа. Она необходима для изготовления матрицы.
Чтобы правильно подобрать нужное время засветки возьмем лист плотной черной бумаги, если такого не нашли, подойдет и плотная белая. Нам понадобится секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка и тетрадка. На фотоформе распечатаем друг под другом несколько одинаковых изображений, желательно чтобы они включали и мелкий текст. Закрепим фотоформу на рамке с помощью прозрачного скотча. И фломастером на фотоформе рядом с каждым изображением напишем время 2 минуты, 2.30; 3.00; 3.30; 4.00; 4.30; 5.00.
Устанавливаем рамку под лампой и закрываем листом бумаги все кроме одной части фотоформы. Включаем лампу на 2 минуты. Затем сдвигаем лист бумаги и открываем следующую часть. А засвеченную нужно также чем то закрыть. Включаем на 2 минуты 30 секунд. Так сдвигая это "окошко" засвечиваем все части. Теперь нужно вымыть матрицу… Для примера я засвечиваю фотоформы с растояния 55 см, в течении 4 минут, 25 секунд. При мощности галогеновой лампы в 1,5 Квт. Использую эмульсию AZOCOL POLY PLUS S-RX. Так что для других ламп и эмульсии будет другое время. Время экспонирования также зависит от номера сита, и количества слоев эмульсии.