БОРЬБА С "ПИЛОЙ"
Часто на напечатанном изображении можно заметить неровность прямых линий, они идут как бы уступом. Это так называемая "пила"- головная боль многих шелковщиков:) Причин ее возникновения несколько;
Не достаточно толстый слой эмульсии. Эмульсию нужно наносить в 2-3 слоя, с печатной стороны "мокрым по сухому", то есть, после высыхания первого слоя наносится второй.
На рисунках показана схема образования пилы. При промывании трафарета во втором случае эмульсия была частично смыта, и удержалась только в ячейках. (по анологии с компьютерным разрешением в первом случае разрешение пол пикселя, а во втором пиксель). Другая причина некачественная фотоформа, для точности линий идеально подходит фотовывод. Хуже ч/б лазерный принтер (1200 dpi). Возможно "пила" появляется из-за плохого прижима фотоформы к эмульсионному слою. Важна также хорошая натяжка сита, при натяжке нужно вымерить параллельное направление волокон к сторонам рамки. И при фиксировании фотоформы учитывать и этот фактор. Также необходима равномерная засветка. Напоминаю, что для равномерной засветки расстояние между лампой и рамкой должно быть не меньше диагонали изображения. Время экспонирования изменяется пропорционально квадрату изменения расстояния. Если мы уменьшили расстояние до рамки в два раза, то время экспонирования уменьшится в четыре раза.



эмульсия держится только в
ячейках сита, образуется пила
пила при печати
ДРУГИЕ «ЗАМОРОЧКИ» ПРИ ПЕЧАТИ
Другая проблем возникающая при печати, прилипание бумаги к печатной форме - матрице. Чаще всего это происходит из-за густой краски. В нее нужно добавить разбавитель.

Причиной может быть слабый вакуумный присос. Здесь можно посоветовать заложить часть дырочек на столе листами бумаги, или полиэтиленом.

Это может происходить и из-за слишком маленького зазора, между печатной поверхностью и печатной матрицей. Расстояние нужно увеличить (обычно расстояние в районе 3-5мм).

При печати больших тиражей может возникнуть проблема с совмещением. Нижняя часть изображения не совмещается, хотя верх попадает. Главная причина - слабо натянутое сито на рамку. При воздействии краски сито намокает и растягивается. Поэтому очень важна хорошая натяжка сита.



РАСТРОВЫЕ, ПОЛУТОНОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Эта глава предваряет технологию печати полноцветных изображений. (цветных фотографий:) - это понятно всем).

Если мы хотим напечатать одноцветную, ч/б фотографию или полутоновую картинку с помощью щелкографии, используют технику растрирования. Понять что такое растр можно по фотографии в ч/б газете. Если рассмотреть ее под увеличителем, увидим такую картину (рис.1) . Вся фотография состоит из черных точек, одни мельче, другие крупнее. Нет плавных переходов, оттенков серого. Только черный цвет. Но с расстояния фотография кажется вполне нормальной:) С удаленного расстояния мы просто не видим этих точек. Это и есть растр.

Чтобы напечатать фотографию шелкографией, без растрирования не обойтись. Сначала подготовим выбранное изображение для печати на фотоформу. Лучше всю предпечатную работу делать в графическом редакторе Photo Shop. Возможности программы позволяют делать это просто, быстро и качественно.

Первый шаг - выбранное нами изображение перевести в режим (mode) grayscale (оттенки серого) (image > mode > grayscale). Теперь нужно отрегулировать яркость-контраст картинки, сделать ее четче. (image > ajast > brightness/contrast)

Последний шаг - переводим картинку в растр. (image > mode > bitmap). В открывшемся окошке настраиваем параметры растра (output 100-500 pixel/cm >halftone screen) Снова открывается окошко, здесь мы выбираем тип растра и его частоту и угол наклона.
               Для шелкографии используют растры 10-100 lpi.(линий на дюйм) Чем их больше, тем качественне изображение. Но для печати высоких растров нужно выдержать ряд условий. Хорошо натянутое сито, Высокий номер сита 150 и выше. Фирменная краска. Желательно хороший печатный станок.

На 120 сите можно печатать без труда растр на 50 lpi. На 150, до 100 lpi Для получения качественных полутоновых изображений, фотографий необходимо делать фотоформу через фотовыводное устройство (есть в больших типографиях).

Если печатается растр до 30 линий на дюйм. можно обойтись и ч/б принтером. Хотя такие растры в основном используются на крупных постерах, плакатах, вывесках, наклейках.

Оптимальный тип растра, а их несколько (line, round, diamond, square, cross, ellipse) для печати полутоновых изображений это линейный (line), алмаз (diamond) и точечный (round). Хотя для печати одноцветных изображений это не столь важно, как при печати полноцвета. Еще один параметр угол наклона растра. Для печати полутоновых одноцветных изображений хорошо подходит 45 градусов. Можно использовать и другой угол наклона.

Диффузия - еще один из типов растрирования удобных для шелкографии. Переводим картинку в растр. (image > mode > bitmap). В открывшемся окошке настраиваем параметры растра (output 100 pixel/cm > diffusion differ). С параметром output придется поэкспериментировать. Чтобы добиться приемлимого размера растра. Этот способ позволяет получить самые естественные переходы на полутоновом изображении.

Матрицу изготавливаем как обычно, печатаем тоже. Только вот печатать лучше без наката краски.

Дальше рассмотрим печать полноцветных изображений.


газетный растр
выбранная картинка
оттенки серого-grayscale
фотоформа - линейный растр
диффузия
желтый

желтый+пурпурный
желтый+пурпурный+голубой

желт.+пурпур.+голуб.+черный
процесс CMYK печати
ПЕЧАТАЕМ ПОЛНОЦВЕТ

У нас есть четыре фотоформы, по одной на каждый печатный цвет (CMYK). Нам нужно сделать четыре матрицы.

Чтобы качественно напечатать полноцвет, требуется выдержать ряд условий. Во-первых, сетка должна быть хорошо, равномерно натянута на рамке и тщательно закреплена. Волокна-ниточки сетки желательно чтобы были параллельны сторонам рамки.

Теперь можно начать изготавливать матрицы. Номер сетки от 120. Эмульсия накладывается в несколько слоев, 2-3 с печатной стороны и 1-2 с внутренней. Наносят эмульсию мокрым по сухому. То есть первый слой должен высохнуть, и только потом накладывается следующий слой эмульсии. Засвечиваем как обычные матрицы.
           Если мы распечатывали фотоформы через Photoshop выставив параметр File=>Print Setup=> Labels, на каждой фотоформе будет указан цвет. Если нет, нужно самому написать название цвета на фотоформе.(сравнивая фотоформу с каналом (channel) CMYK на Photoshope:) Без этого легко будет запутаться, какая фотоформа идет на какой цвет.
          В итоге у нас получится четыре качественных матрицы.
         Так матрицы готовы, нужен печатный станок:)
Для печати полноцвета желательно пользоваться трафаретным станком с микрометрическими приводками. Приводки позволяют корректировать процесс совмещения цветов во время печати. Что важно именно для печати полноцветных изображений. Если такого станка в наличии нет, можно попробовать и на обычном станке:).
        Отдельно о краске.
Для печати полноцветных изображений понадобится специальная краски для CMYK печати - триадные краски для печати полноцвета. Можно использовать специальные трафаретные краски или офсетные. Обычно они продаются набором из голубой (cyan), пурпурной (magenta) и желтой (yellow). Еще нам понадобится черная краска. Краски для печати полноцвета должны быть полупрозрачными. В результате наложения красок появляются новые цвета и оттенки.(кто рисовал акварельными красками - помнят если рисовать по желтой краски синей получишь зеленый цвет) И если краска будет непрозрачной - ничего хорошего не выйдет:)
          Напрямую офсетные краски не приспособлены для шелкографии. Дело в том, что при печати шелкографией слой наносимой краски значительно толще, чем при печати офсетом. И краска будет не прозрачной. Поэтому краски нужно разбавить бесцветным полиграфическим лаком, на крайний случай использовать обычный мебельный лак или бытовой на основе алкидный растворителей, только не нитро.
          Очередность красок при печати полноцвета следующая. Первым мы печатаем желтый цвет (Yellow). Кстати, желтую краску не нужно разбавлять лаком. Зазор между рамкой и печатной поверхностью стола должен быть как можно меньше (от 4 до 2 мм), это поможет нам избежать смещения при растяжке сита.
         Второй цвет, который мы будем печатать - пурпурный (Magenta) . Совмещаем по рискам. Краска должна быть полупрозрачной. Третьим печатаем голубой (Cyan). И последним печатаем черный (кроющий - лаком не разбавляем). Важно не спутать матрицы, и очередность цветов. Насколько я помню, мы сделали по одной матрице на каждый цвет:) Каждый следующий цвет печатаем после полного высыхания предыдущего.
При печати нужно плавно, без рывков двигать ракель. Ракельная резина должна быть средней жесткости или жесткой. Кульминацией наших мучений будет наша первая полноцветная картинка напечатанная с помощью шелкографии:)


Если мы увеличим линиатуру растра картинка будет более "плавной". При увеличении линиатуры до 100 dpi и больше нужно будет применять специальные УФ краски для высокоточной растровой печати. Соответственно придется увеличивать и номер печатной сетки.
 

БАЗА ЛИСТА И СОВМЕЩЕНИЕ ЦВЕТОВ


Используются технологии uCoz